вторник, 16 сентября 2008 г.

Паруса в штормовой день.

Вот и вступает в свои права осень. За окном она холодная и дождливая, но смотрим мы вперёд в надежде на пару ласковых и солнечных деньков золотой поры года. Межсезонье. Навигация ещё не закрыта, но осеннего похода не предвидется. Да, будет ещё и торжественный подъём плавсостава на зимовку в эллинг и проводы удачного сезона, но уже сейчас нахлынут воспоминания, те незабываемые моменты из походов и выходов уходящего года под парусами и грусть о том, что нельзя туда вернуться, что это прошло и нужно смиренно ждать следующих свершений. А вспомнить действительно есть что.

О больших походах, о этих увлекательных испытаниях духа, воли и силы, я пожалуй напишу отдельные рассказы со всеми подробностями и размышлениями, они ведь этого заслуживают, а очерки и наброски подобные этому отведу выходам и прогулкам под парусом, хотя порой и они бывают концентрированными коктейлями морских приключений. Но не буду забегать вперёд, всё по порядку.

В Клубе юных моряков "Парус" основу плавсостава составляют шлюпки Ял-6. На этих судах мы оттачиваем мастерство морского дела и ходим в продолжительные походы. Но есть и малые спортивные одноместные швертботы в классе "Луч" - это наше развлечение, прогулки под парусом в заливе у базы и небольшие вылазки в хороший ветер на открытую воду. На них совершенствуемся в управлении судном под парусом. Лучи быстрые, маневренные, но не прощают ошибки в управлении, а щедро вознаграждают неумелого рулевого переворотом и очередным купанием, а затем постановкой швертбота обратно на ровный киль, что не очень приятная процедура. В умеренный ветер они грациозно, полностью белые, скользят по воде, пишут кружева лавировки, но в крепкий ветер - превращаются в неудержимых рысаков, что набирают полные паруса и несутся по гребням волн, рассекают до пены, брызг и водяной пыли перед собой воду, оставляют за собой бурлящий вспененный кильватерный след, стремятся опрокинуть и ссадить в лихом крене сдерживающего их порыв рулевого. Тогда держись. Нужно безошибочно управляться с парусами и выбирать курс, удерживать Луч в открене, вынося себя почти полностью за борт параллельно воде, свешиваясь и упираясь кончиками ног в шторм-леер чтобы не вывалиться. Тут-то и получаешь истинное удовольствие от борьбы со стихией. Конечно, с походом на ЯЛе в штормовой обстановке эта прогулка не сравниться. Но для отдыха на выходных - лучше не придумаешь.

Заканчивалось лето и это были последние выходные августа. Суббота. На базе собиралась хорошая компания, давно многие из приехавших нас не посещали. Хороший будет выход. Ещё выходя из дома я глянул в окно, ветер - отличный, кучевые облака и солнышко. Отличная ветреная погодка, нет лучше для прогулки под парусом. Совсем недавно прошёл большой шлюпочный поход и на шлюпке идти мне не особо хотелось, тем более что не набирался второй экипаж. Решил покататься на Луче, в такой ветер - отличная идея. Ну а раз Луч - значит вероятно придётся купаться, взял с собой комплект вещей из этого расчёта: термобельё (футболка с рукавом, шорты) и, да вот и всё что брал. С такой диспозицией я и явился на базу. Но тут уже стало ясно, что погода сегодня не просто отличная, а штормовая. Ветер раздул волну и нагнал облака, грозящие дождём. Он и не думал слабеть, а с каждым шквалом всё крепчал. Но какой же шлюпарь не обрадуется крепкому шквалистому ветру, тут подавай ему ещё крепче, ещё интересней. А вот температура упала, солидно упала. Стало зябко и ветер какой-то пронизывающий, холодный, осенний. Вспомнилось, что сегодня предпоследний день лета, но ведь лета же, почему осеннее настроение у погоды? Прошлогодний поход в конце октября ещё долго будет будоражить сознание...

Отступать нельзя, уже настроился, пойду как задумал на Луче. Ребята одев штормовые куртки собирают шлюпку, готовят её к выходу. Я помогаю им с укладкой и инвентарём уже переодетый в свою по летнему лёгкую форму. Жалуются, что уже от моего вида им становиться прохладнее. Ничего, снаряжаю Луч и готовлюсь к отходу, а ветерок и не думает слабеть. Ну вот, все в сборе, можно отходить. Я отталкиваюсь от песочка и ускользаю в простор залива, вставляю шверт до упора и ловлю первый порыв. Понеслась. Тут не расслабишься. Ветер сколь сильный, столь же и шквалистый, а на берегу казался более умеренным. Начинаю выписывать галсы. Веса едва хватает для удержания крена на порывах. Работать, работать, не допускать ошибок! Шлюпка отходит от бона и набирает ход. Вышли.

Проказница погода как почувствовала, заметила нашу вылазку. А ведь уже штормит. Рвёт ветер порывами пену с гребней волн. Ветер пригоняет со стороны города тёмную свинцовую тучку. Будет дождь - это стало ясно всем и сразу, теперь не спрячешься. Перед тучей несётся усиление ветра, лупит шквал, шлюпку подхватывает, я уже не держу её в поле зрения, тут бы хоть справиться и удержать Луч, не опрокинуться. Внезапно бьёт плотный дождь и уже ничего не видно, всё залито и застлано его пеленой, над водой подымается марево из мелких брызг от ударов крупных капель о поверхность реки. Холодный дождь - неприятно. Второй шквал меня одним махом опрокидывает. С ним не поспоришь, словил меня. Плюхнулся в воду, а она оказывается теплее воздуха - приятно - обычно наоборот. Ставлю швертбот на ровный киль и галсирую под дождём. Шлюпка стоит недалеко от нашей пристани в камышах. С чего бы это? Нужно исхитриться и подойти разузнать, но ветер и порывы усложняют задачу маневрирования и выхода в нужную точку. После очередного захода - сближаюсь, мне что-то кричат с борта шлюпки, я теряю на миг концентрацию и - меня опять опрокидывает подстерегавший шквал. Нельзя отвлекаться. Оказывается у них обрыв фала. Переждали дождь, поболтали немного и устранили поломку. Я немного обсох, хотя уверен - купаться ещё придётся сегодня не раз. Теперь идём на открытую воду.

Я набираю ход и рвусь к выходу из залива на полном курсе. Нелегко на такой скорости справляться с управлением, малейшее движение рулём чутко отзывается резким манёвром Луча. Пройдя узкое коряжистое горло несусь в районе РОПа, ещё чуть-чуть и большая вода, она уже манит, её видно, туда стремлюсь я. А скорость всё растёт, да, это пресловутая "труба" - вход в наш залив, вернуться будет ой как не просто, ведь ветер сейчас попутный, потом придётся с ним схлестнуться в неравной схватке. С ЯЛа наблюдают мой стремительный набор скорости и, увы, переворот. Не удержал своего рысака - сбросил он меня возле РОПа. Шлюпка величественно проноситься мимо и выходит из залива, они уже там, на просторе. Быстро ставлю швертбот и вылетаю из залива, нужно догонять своих, они уверенно идут с приличным креном. Сегодня прогуляемся до Южного моста.

Вот тут и начались первые сложности. Ветер встречный, но курс можно держать достаточно выгодно. Сила шквалов такова, что идти приходить с заполаскиванием грота, а при резких порывах становиться в левентик и пережидать, в противном случае - переворот. Ходу практически нет, малейшие ускорения гасит набегающая волна. Я ползу, солидно уже отстал от шлюпки. Очередной набегающий шквал мощно и резко бросает швертбот в опасный крен, и так раз за разом. Когда порывы идут один за одним - меня всё же переворачивает. Частенько начинаю купаться. Как только я пройду определённое расстояние шквал, как бы издеваясь, опрокидывает меня, если я удерживаю Луч, то мне будет ниспослан второй и я гарантированно в воде. Если бы ветер был ровным, без порывов, то идти было бы отлично, и скорость была бы, а так приходилось постоянно метаться между нейтральным положением и буквально выпрыгиванием на открен при шквале, постоянно приводиться к веру, полоскать парусами, травить шкоты, да так, что гик резал воду. Тяжёлая работа, борьба без эмоций. Перевороты достаточно часты, весу на открене катастрофически не хватает, а ещё отсутствие хода. Шквал сбрасывает резко, пролетаешь мимо гика, уворачиваюсь от шкотов, ставить Луч нужно быстро, чтобы не ушёл швертом кверху мачтой вниз. Каждый раз выход на шверте на руках, медленный и тяжёлой подъём Луча в рабочее положение, быстро впрыгиваю и новый шквал уже не даёт передохнуть. Пронизывающий ветер, холодный ветер, в воде действительно теплее. Уже постукивать зубами изредка начинаю, хорошо что на мне терма - сохнет быстро и не так холодно. Проходящая мимо моторная лодка некоторое время меня сопровождает, смотрят как я работаю с парусами и борюсь с порывами ветра. Но вот уже и мост, ветер немного слабеет, уже поспокойнее. Ребята на шлюпке стали к острову, туда направляюсь и я. Подымаю шверт и подхожу к берегу. Ух, дорогу сюда я прошёл, стоять на твёрдой земле даже приятно, теперь небольшой отдых и в обратный путь.

Вымотала немного меня борьба, отдых и перекус как раз вовремя. Одев зимний спасательный жилет с рукавами и воротником, выкручиваю свою одежёнку и уплетаю бутерброды за обе щёки. Красивое небо с взбаламученными облаками, порой пролетает и сизая дождевая тучка. Контрастно изредка поблёскивает солнышко, играя красками на по осеннему выразительном своде и новеньких высотках Русановки, Березняков, Осокорков на левом берегу Днепра. Гармонично вписывается в этот пейзаж раскинувшийся совсем рядом, опутанный паутиной вант подвесной Южный мост.

Ну вот, отдых окончен. Шлюпка отходит от пляжа и направляется в сторону базы. Нужно и мне выходить в обратный путь. Луч послушно берёт нужный курс. Здесь, до Южного моста ,за островом, шквалы ветра не настигают меня, и после недавней борьбы, схватки на фоне короткого отдыха и текущего затишья рождается предчувствие надвигающихся неприятностей, это как затишье перед бурей. Вот и мост пошёл, сверху проходит состав метро, грохоча колёсными парами о рельсы и звучно уходя в туннель. Боковым зрением я засекаю быстро приближающуюся тень по воде — это рябь создаваемая шквалом. Заждался я вас, соскучился. Теперь ветер попутный, идти буду на полных курсах, а швертбот при попутном ветре весьма неустойчив из-за несбалансированности парусной площади, так и норовит завалиться и опрокинуться, нужен глаз да глаз. Ух, первый же шквал надувает мой парус и буквально выдёргивает в невероятном ускорении борт из под меня. Луч буквально срывается с неторопливого хода в галоп. Понеслась...

Порыв за порывом нагоняют меня и рвут-вырывают моего скакуна, будто угнать его норовят. Каждый удар шквала подгоняет его. Ускорение, ещё ускорение. Вибрация от рассекаемой воды отдаёт по всему корпусу, который играет, разбивая волны и зыбь перед собой. И вот в полную силу очередной шквал, как из последних сил, рванул в парус — непроглядная мгла из водяной пыли захлестнула меня. Луч набрал такую скорость, что свал воды от носа струёй ударил в брызгогасители по краю борта и стал валить мелкими брызгами, водяной пылью, заливая всё вокруг — ничего не видно дальше своего носа. Вперёд просто невозможно смотреть из-за нескончаемого потока водяных брызг. Корпус аж гудит. Мощным толчком вылетел швертбот на глиссирование. Всё, теперь в воде только сам шверт и руль, а корпус скользит по гребням волн. Резкие рывки в стороны, трудно балансировать, малейший толчок или движение руля и он стремиться уклонить от верного курса, а тогда веер задует со стороны в парус или зайдёт с другого борта и — переворот неизбежен. Время буквально сжимается, доли секунды тянуться неимоверно долго, всё как в замедленной съёмке. Ничего не видно, гул корпуса от вибрации, рысканье Луча. Стараюсь его, как необъезженного скакуна сдержать. Пару шквалов, рывки в стороны, я делаю зигзаг и очередной порыв ветра выдёргивает из под меня борт, он сбросил меня и, пролетев ещё несколько метров, словно птица, взмахнув парусом-крылом плюхнулся наводу. Быстро нагоняю его вплавь, взбираюсь, подымаю и заложив поворот становлюсь на верный курс, на базу. И снова порыв ветра пускает его в скачку. Неимоверная скорость на глиссировании. Зигзаг и меня сбрасывает. Я слетаю с борта и с силой, со всего маху бьюсь о воду, скорость настолько высока, что меня оглушает. Хорошо что на мне спасательный жилет — как поплавок выбрасывает на поверхность. Ну дела, во это вираж. Ради такой скорости стоило всё это вытерпеть, стоило этой борьбы. А борьба была то ещё впереди.

Не солоду нахлебавшись и будучи пару раз оглушённым я с горем пополам добрался до входа в залив, тут до базы уже рукой подать. Нагнать ребят на шлюпке мне не удалось, они лихо под полными парусами влетели в горло входа залива, именуемое нами совсем не мудрёно — «труба». Почему так? Да всё на самом деле тут просто с названием. Ветер дует со стороны берега, со стороны залива и собирается в узком горлышке входа - в «трубе». Порой бывает, что в округе лёгкое дуновение ветерка, а тут он усиливается в несколько крат и дует с приличной силой. Сейчас же нельзя сетовать на недостаток силы ветра, тут же, в «трубе» он свирепеет, рвёт с корнем белую пену из волн, оставляет белые пенные полосы по воде. Вот он, достойный соперник. Придётся мне сегодня с ним схлестнутся своими парусами.

Нужно подумать как обхитрить ветер, как не подставить всего себя его могучей силе порыва, как проскочить в залив. А идти придётся при противном ветре, идти галсами - значит у него будет не одна отличная возможность перевернуть меня и выбросить набегающими волнами прочь в открытую воду. Мысленно прикинув маршрут, решаюсь подкрасться из-за мыса и стремительно ворваться в самое горло, в гущу его неистовой силы, и пока он не опомнился - вильнуть у плавучих заграждений РОПа и вторым галсом убежать от него в глубь залива к маленькому островку. Так и иду. Нехитрый план, но должен сработать. Вот иже за последними деревьями мыса я слышу его гул и свист, он гнёт и треплет крону, наверное учуял меня и готовится, набирает духу. И я на прямой, цель видна, рывок. Стремительно набираю ход и рвусь к точке поворота, а там крутить и левым галсом ускользну. Шквал, ещё порыв — я удерживаюсь. Самое опасное будет при повороте, я потеряю ход, он это тоже знает. Поворот. Резко закладываю вираж и Луч хлестнув парусами и просвистев гиком ложиться на новый курс. Тут то мой противник и дождался своего часа. Два порыва подряд и меня с силой опрокидывает. Пока я сориентировался да добрался до шверта — ветром и волнами уже выбросило на исходную, откуда я и начинал свои комбинации. Теперь всё с начала. Уже усталость даёт о себе знать. Ставлю Луч на ровный киль и захожу на повторную попытку пройти неприступные редуты.

Не стану утомлять рассказом о каждой моей попытке во всех деталях. Каждая атака, броски и выпады наталкивались на не менее искусные оборонительные манёвры. Не раз меня переворачивало мачтой вниз, выпадал шверт, руль. В бурной воде мне приходилось вплавь собирать этот конструктор, подныривая ставить всё на места свои, а потом цепляясь чуть ли не зубами вырывать паруса из под воды и ставить моего рысака на ровный киль. А ветер не сдавался, он даже и не думал мне давать поблажки. Это были увлекательные мгновения неистового сопротивления. Но всё же неприятель допустил ошибку, не разгадал моей тактической хитрости. Зайдя в очередной раз схожим манёвром я не стал ждать пока он наберёт силы и после моего поворота обрушит серию порывов на мои потрёпанные паруса, а выждав удобный момент неожиданно переложил свой швертбот на новый курс, сменил галс, успел набрать ход и встретил шквалы во всеоружии. Ветер не желая меня упустить бросился было исправлять свой промах, меня так накренило под его натиском, что половина корпуса ушла под воду, а я буквально полностью вывесился за борт. Доли секунды было шаткое равновесие, порыв не мог уже усилиться и окончательно опрокинуть меня, а я не мог откренивать больше. Всё как в замедленной съёмке плыло в гуле и запале борьбы. Но вот его силы иссякли и я стал брать верх. Борт неспешно вышел из воды и я буквально как намыленный со свистом выскочил из сильных хитрых лап штормового ветра в «трубе». Проскочил! Он не мог уже достать меня, я был в заливе. А ветер в след мне сокрушался гулом и срывался злостью на волнах.

Я победил! Теперь подгоняемый размеренным ветерком в родном заливе потрёпанный но не сломленный ковылял к базе. Луч из-за частых переворотов и небольших трещин в корпусе набрал солидно воды, только теперь я заметил, что он почти полностью сел в воду и на середине пути к базе как подводная лодка бурил набегавшие волны. Дойти бы. И мой скакун таки доплёлся к песчаной пристани на базе, откуда всё сегодня и началось. Усталость? Холод? Да, теперь всё это отчётливо ощущалось. Прошёл запал борьбы и я был обессилен, стучали зубы от холода. А ведь несколькими минутами ранее было жарко до невыносимости в головокружительной схватке со стихией.

На базе меня с первых шагов на суше встретили горячим чаем с коньяком, большое спасибо - это было наверное самое важное в первые минуты после финиша. Расспрашивали как и что было. Положительные эмоции захлёстывали. Мы наперебой делились впечатлениями о парусной прогулке в свежий ветер на шлюпке и Луче и ещё долго сидели под навесом эллинга. Ветер нёс куда-то подневольные уже осенние облака, а небо игриво посмеивалось над нами проблесками заходящего солнца: безумству храбрых поем мы славу!..